Андрей Белый (1880-1934)

 

 

Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) родился 14 октября 1880 года в Москве в семье известного математика. Детство прошло в атмосфере психологического конфликта меж отцовским и материнским воздействием - семейная драма затем отразилась в автобиографических романах Белого "Котик  Летаев" и "Крещеный китаец".  Разумеется, Белого определили в лучшую московскую  гимназию - частную гимназию талантливого педагога и пушкиниста Л. А. Поливанова.

 

Андрей Белый

Здесь родился его псевдоним "Андрей Белый" (белый - любимый цвет Вл. Соловьева, цвет душевной чистоты и высоты помыслов, мистический цвет "богопознания". По настоянию отца, окончил физико-математический факультет Московского университета, естественное отделение.

В 1900 году написана "Северная симфония (1-я, героическая)", (опубликована в 1904 году), изображающая условный фантастический мир, вызывающий ассоциации с западноевропейским средневековьем. А в 1901 году он пишет свою вторую "Драматическую симфонию" (опубликована в 1902 году), ставшую его литературным дебютом. В 1901-02 годах Белый пишет "третью симфонию" "Возврат". Все это было сочувственно встречено в символистском кругу. Первый
сборник стихов и лирической прозы Андрея Белого "Золото в лазури" стала итогом раннего творчества художника: здесь он стремится от обыденности к мистическому идеалу, не гнушаясь острых зарисовок современной городской жизни.

Андрей Белый. Свинемюнде. 1922 год

Одновременно с началом литературной деятельности, Белый выступает и как теоретик символизма. Он печатает статьи программного характера: "Формы искусства" (1902), "О теургии" (1903), "Символизм как миропонимание" (1904), - отстаивая в них свое представление об "истинном" символизме. В поэтическом сборнике "Пепел" отчетливо виден сдвиг Белого к фольклорным
образам и ритмам, к стилистике земного и народного. Стихи же, вошедшие в сборник

"Урна", ориентированы на философскую лирику Пушкина, Баратынского, Тютчева. Образ Андрея Белого вошел в историю русской литературы как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска и житейской неприспособленности.

Поэтический и прозаический опыт Белого оказал мощное влияние на его современников - Цветаеву, Маяковского, Есенина - и на дальнейшие пути русской лирики ХХ века.

 

Hosted by uCoz